Красотки ничего не производят, кроме смазливого впечатления.
24 октября исполняется 100 лет со дня рождения Алексея Михайловича Исаева. И в связи с тем, что этот человек много сделал для ракетной техники в СССР, к тому же улица, на которой я живу, называется его именем, я публикую статью, взятую отсюда Как в интернете появится статья из номера от 16 октября - опубликую и её
Человек с большой буквы
К 100летию А. М. Исаева


24 октября исполняется 100 лет со дня рождения Алексея Михайловича Исаева — одного из создателей ракетнокосмических двигателей в нашей стране, доктора технических наук, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий СССР, кавалера четырех орденов Ленина и обладателя многих других наград. Он руководил конструкторским коллективом, разработавшим целую серию жидкостных ракетных двигателей для ракетнокосмической техники. Эти двигатели были установлены на пилотируемых космических кораблях «Восток», «Восход», «Союз», автоматических межпланетных станциях, в ракетах, стартующих с подводных лодок, и так далее.


Об А. М. Исаеве написаны книги и журнальные статьи. Но кроме книг живут и многочисленные воспоминания людей, которые непосредственно общались с этим обаятельным, артистичным, нестандартным человеком.
Приводим некоторые эпизоды из воспоминаний Р. И. Константинова, пришедшего на работу в ОКБ2 (ныне КБ «Химмаш» им. А. М. Исаева) НИИ88 полвека назад и работающего на предприятии до сих пор в конструкторском отделе турбонасосных агрегатов.
Особый климат в конструкторском бюро
Что поразило меня с первых дней работы в КБ — это демократичная, деловая обстановка в коллективе, без чванства и чинопочитания. Меня приняли как равного, не показывая своего преимущества в профессиональных знаниях. Впоследствии я понял, что это полностью заслуга Алексея Михайловича, умевшего поделовому настраивать коллектив на выполнение порученных работ, подобрать кадры и создать демократическую обстановку как в КБ, так и на всём предприятии. С Главным я познакомился примерно через полмесяца с начала своей работы. А произошло это так: я разрабатывал установку для испытания турбин. Вышел покурить. Вернувшись на свое рабочее место, увидел, что на моем столе сидит мужик в какойто потертой курточке, без галстука и рассматривает на кульмане мои разработки. Я тогда подумал, что это какойто технолог смотрит, чем ему предстоит заниматься. Я поздоровался с ним и сделал замечание: «Дядя, нехорошо сидеть на чужом столе, да еще ставить ногу на мой стул». Он встал и, протянув мне руку, сказал: «Давай знакомиться, племянничек». Затем назвал свое имя и отчество и рассмеялся. Я подумал: «Ну, мальчик, ты и влип!».
При дальнейшем общении с ним я понял, что это мягкий, отзывчивый, очень общительный и интеллигентный человек, обладающий огромным чувством юмора.
Юмор Исаева
Начиная с 1960 года, на Красноярском машиностроительном заводе одновременно изготавливались и проходили огневые испытания опытные образцы трех двигателей нашей разработки, поэтому представителям всех конструкторских отделов часто приходилось бывать там в командировках. После возвращения докладывали главному конструктору об успехах и проблемах.
Однажды при очередном докладе мы попросили его связаться с министерством, чтобы оно решило проблему поставок на завод дефицитного припоя. Алексей Михайлович сразу же снял трубку. Набрал номер и включил громкую связь: «Кочана мне» (Кочанов — главный инженер главка). Ему отвечают: «Его нет». Исаев: «Петуха дайте!» (Петуховский — начальник главка). Опять отвечают: «Его нет». Исаев: «Тогда дайте Табака» (Табаков — заместитель министра). Ответ тот же: «Его нет». Тогда Алексей Михайлович продолжает: «Ну, черт побери, тогда дайте хотя бы какогонибудь цыпленка табака!»
На том конце провода ему ответили: «Да, Алексей Михайлович, такойто (назвал свою фамилию) слушает. И тут все грохнули от смеха: это был наш бывший сотрудник.
Иначе как «цыпленком табака» его на предприятии с тех пор не называли.
Любил Алексей Михайлович сочинять острые прибаутки, например: «Кто нас учит, дураков? Глеб Михалыч Табаков». Так заместителю министра досталось за его болезненное пристрастие поучать.
Отношение к сотрудникам
Алексей Михайлович всегда выручал своих сотрудников. В 1960 году он вытащил и меня из очень сложной ситуации. А дело было так: первая опытная партия двигателей для ракеты системы ПВО изготавливалась на УстьКатавском вагоностроительном заводе, алюминиевые корпуса для насосов этих двигателей поставлял Ленинградский завод, их гидравлические испытания на прочность проводились в УстьКатаве, а характеристики насосов снимались затем на стендах ОКБ2.
При снятии характеристик первого же насоса горючего произошло разрушение его корпуса. И начальство направило меня в командировку в УстьКатав, чтобы найти причину разрушения.
Я увидел, что оснастка для гидравлических испытаний корпуса на прочность сделана неправильно: испытывался не корпус на прочность, а 20миллиметровый болт, который стягивал две заглушки. Заставил переделать оснастку. Провели повторные испытания — первый же корпус разрушился. Тогда я понял, что у корпусов не хватает конструктивной прочности. Стал экспериментировать, в результате чего разрушил все корпуса, изготовленные заводом в рамках месячной программы.
Заводское руководство сообщило об этом заместителю председателя Челябинского совнархоза по военной промышленности Д. П. Медведеву, который в тот же день прибыл на завод. Поздно вечером собрал совещание и устроил разнос. Крутой мужик в выражениях не стеснялся. В то время главным технологом и начальником ОТК были Портной и Зелёный (имен не помню). На совещании Д. П. Медведев в гневе орал на них: «Ты, Портной, работаешь, как сапожник, а ты, Зелёный, я вижу, совсем зеленый в своих делах». И приказал директору завода строго наказать их. А мне выпалил: «С тобой будет разбираться прокуратура!»
На следующий день прибыл из Челябинска следователь прокуратуры и начал терзать меня вопросами, объяснительными записками и так далее. Я сообщил о сложившейся обстановке на работе. Прилетел В. Н. Богомолов (заместитель А. М. Исаева — А. Л.). Из моего доклада он понял, что корпус насоса… недостаточно прочный. В. Н. Богомолов встретился с Д. П. Медведевым и директором завода. О чем они говорили, я не знал. У меня продолжались встречи со следователем.
Примерно через две недели самолетом привезли новую партию корпусов измененной конструкции. Результаты испытаний показали, что их прочность достаточна. На следующий день вечерним поездом мы поехали домой. За ужином В. Н. Богомолов сказал мне: «Скажи спасибо А. М. (Исаеву — А. Л.). Если бы не он, то ты бы сейчас ехал не на запад, а на восток, и не в двухместном купе, а в теплушке. Чтобы тебя выручить, А. М. обратился в Военнопромышленную комиссию при ЦК КПСС с просьбой, чтобы тебя отдали ему на растерзание, и с обещанием наказать по полной программе и на полную катушку».
На работе мне вручили приказ о строгом выговоре и о переводе из конструкторов второй категории в третью сроком на три месяца. Через некоторое время мне сказали, чтобы я зашел в кассу и получил… компенсацию за материальный и моральный ущерб. Приказа же о наказании, как я потом выяснил, в моем деле не было.
Ностальгическое
Об Алексее Михайловиче Исаеве рассказывать можно много: он уважал инициативных сотрудников, обладающих высоким профессионализмом, умеющих сочетать теорию с практикой, отстаивающих свое мнение по техническим вопросам. Терпеть не мог он людей, которые на разборе испытаний с аварийным исходом ссылались на то, что производство провалило размер или не так загнуло трубку и так далее. При промахах в работе Алексей Михайлович не делал выговоры, не повышал голос.
После ухода А. М. Исаева из жизни созданный им коллектив высокообразованной, талантливой элиты стал распадаться. Специалисты, по ЖРДтехнике, такие как Л. Пчелин, А. Флёров, Н. Новиков, В. Климов, А. Толстов, В. Малышев, К. Сенкевич, Р. Скорняков, В. Кунец и другие, имеющие свое мнение по тем или иным техническим проблемам, не совпадающее с мнением вышестоящего начальства, стали неудобны. Вот такие настали времена!

Р. КОНСТАНТИНОВ, дважды лауреат премии им. А. М. Исаева, лауреат премии Совета Министров СССР, кавалер ордена «Знак Почёта».

Материал подготовил Александр ЛОКТЕВ, ветеран КБ «Химмаш», доктор технических наук.

11.09.2008


Комментарии
20.10.2008 в 07:51

When I'm gone, please remember me.
Здорово. Спасибо за статью.)))

А я совсем недавно узнала, что мой прадедушка был заместителем Исаева.
20.10.2008 в 19:13

Красотки ничего не производят, кроме смазливого впечатления.
Сиреневая Совесть, да не за что, рад помещать такие статьи и привлекать людей за счёт их (статей) интересности.
Тем более, если найду ещё 1 статью про него в "НвП" в инете - будет ещё 1. (просто сканер руки не доходят починить, а с телефона фоографировать долго, да и качество может быть плохим, а на фотоаппарат батарейки забываю купить, да и опять же долго, дольше, чем на сканере, где можно 2 раза вставить)
А я совсем недавно узнала, что мой прадедушка был заместителем Исаева.
Ого, интересно. А какие-нибудь достижения за ним значатся?:)