воскресенье, 20 апреля 2014
Вчера в наших "Вестях" открыли новую рубрику - рубрику, посвящённую Первой Мировой войне, которой как раз будет годовщина в 100 лет этим летом.
много букв в плане историиИ первым сражением, о котором шла речь, было Гумбинненское рядом с городом Гумбинен в Восточной Пруссии (ныне город Гусев в Калининградской области).
Интересно то, что показали поле, где вроде как проходил бой, место показывал потомок ветерана того сражения, показали башню, откуда Макензен якобы наблюдал за сражением, обсудили мероприятия по памятникам, даже кинохронику показали (имеющую отношение к этому или нет - непонятно). Правда, упомянули Каушен вроде как часть сражения, но не упомянули Сталлупенен.
Ну а теперь минусы. И главный (обобщающий все минусы) - враньё по некоторым деталям и неупоминание других (которые, правда, никто не упоминает).
Хотя бы по поводу Сталлупенена забыли, а ведь там серьёзно пострадала 1 из дивизий, сражавшаяся непосредственно под Гумбиненом: погиб целый полк, и потери всех родов (безвозвратные и боевые) русской армии составили 7400 человек, что в 6 раз больше, чем немецкие (1182), и это в сражении, где русские войска оттеснили немцев. Ну и в ходе сражения под Гумбиненом - безоговорочной победы не случилось, ибо на правом фланге были не несколько рот русской армии уничтожено, а была разгромлена целая дивизия (7042 человека потери убитыми, ранеными, пленными и т. д. при штатном составе дивизии в 19800 человек), немцы в тылу даже захватили город, и хотя соседней дивизии удалось удержать позиции и не дать немцам зайти в тыл, да и потеснить их так, чтобы те выдохлись и отступили от усталости - но не были разгромлены.
На левом фланге тоже ситуация была неоднозначная, ибо 1 нашей дивизии пришлось отбиваться от 2 немецких, да, немцы под конец дня отступили, но к полю боя подошла ещё и резервная немецкая дивизия, которая могла не лучшим образом повлиять на ход сражения. Т. е. единственное, что оставалось нашей дивизии - это, пользуясь услугами подошедшей кавалерийской дивизии, сдерживать немцев, отступив при этом или назад, или к остальной русской армии, ибо между её позицией и позицией центра русской армии было больше 30 км, которые не так просто преодолеть быстро, таким образом победить или даже удержать позиции левофланговой дивизии русской армии было бы сложно, но вот максимально сдержать немцев, пока наш центр не сталкивается с немецким, они могли.
А что в центре? В центре как раз и был разгром 2 немецких дивизий, был разгромлен корпус Макензена, но поначалу наших теснили, потом они сумели скоординироваться и сумели победить немцев. Другое дело, что немцы сглупили - попёрли пехом на пулемёты. В итоге наши израсходовали большую часть боеприпасов, другое дело, что было взято 12 орудий, 24 зарядных ящика, а центр немецкой армии был сильно пробит.
Итого - у нас продавлен правый фланг, но немцы сильно утомлены, левый фланг мог быть разгромлен, но мог и отступить, ввиду отдалённости от основного места сражения, максимально затруднив немцам соединение с основной частью армии. А исход сражения решался бы в центре - 3 в принципе боеспособных дивизии + подкрепления против 3 немецких, что вполне давало возможность разгромить немцев, пусть и с большими потерями среди своих. Но на момент завершения сражения это была ничья, кто-то скажет, что с равноценными шансами для обеих сторон, я считаю, что ничья с благоприятным склонением в сторону русской армии.
Поскольку, как пишут историки, "армия Ренненкампфа осталась в общем ночевать на занятых местах, за исключением оттянувшегося на 2-3 км на восток XX корпуса и отд. кав. бригады, которая, обнаружив обход фланга армии, отскочила к Шиленену и потеряла на несколько дней связь с армией".
Но исход сражения решился не в этом случае.
Исход сражения решила армия Самсонова, идущая в район Нарева и угрожающая своим появлением немцам. Поэтому командующий германской армии принял решение, получив радиограммы, отступить с места сражения.