читать дальшеЧасть первая. Возникновение Руси
Все знают: состояние современной исторической науки таково, что проще создать новую с нуля, нежели выправить полное противоречий и нестыковок старое ее здание. Благодаря общественной поддержке, моральной и финансовой, возможность начать эту работу наконец-то появилась.
Нижеприведенный текст является заготовкой нового учебного пособия по истории России и выкладывается на сайте для того, чтобы собрать возможную конструктивную критику и внести необходимые изменения и дополнения в текст будущего пособия до того, как оно отправится в печать.
Тех, кто пожелает высказаться по поводу текста, прошу обратить внимание: возражения или дополнения к пособию должны быть ясно и доходчиво аргументированы с расчетом на восприятие детьми. Также следует иметь в виду, что пособие предназначено для школьников и должно дать им общее понимание истории своей страны. Пожалейте детей и не требуйте перегружать текст второстепенной информацией. У них и без истории учебного материала хватает.
Очерки по истории России
Часть первая. Возникновение Руси
Как и когда на нашей планете появилась Русь?
Если верить летописям, это случилось так:
Четыре с половиной тысячи лет назад, в один из жарких летних дней на берег огромного озера, уходящего за горизонт, в месте истока широкой, в половину полета стрелы, полноводной реки остановился длинный караван одетых в кожаные одежды и островерхие шапки людей, несущих у стремени пики с короткими бронзовыми наконечниками, а на поясах — короткие и широкие бронзовые мечи.
Путники спешились. Одни стали развьючивать лошадей, другие — разбивать лагерь, третьи, взяв луки, отправились в густые сосновые боры охотиться на непуганую дичь. И только один из мужчин, отличный от прочих множеством свисающих с шеи костяных амулетов и украшенным львиной головой посохом, отделившись от общей толпы, вышел на песчаный берег, перебрал пальцами обереги, призывая себе в помощь родовых богов, воскурил ароматные степные травы, собранные в плотную сухую кисть. И почти сразу с небес подал голос кружащий в вышине серокрылый сокол.
Мужчина вздрогнул, вглядываясь в звенящую высоту, потом обернулся и закричал, высоко вскинув посох:
— Духи отозвались, князь Словен! Духи ответили! Они принимают нас, князь! Они дарят нам свою милость и покровительство.
— Ну, наконец-то, — с облегчением выдохнул богато одетый воин, опустился на колено, зачерпнул горсть мягкой хвойной подстилки, поцеловал ее и рассыпал вокруг. Громко объявил: — Здешняя земля принимает нас, братья мои! Мы нашли свой новый дом!
И был праздник, шумный обильный пир людей, которым более не нужно было беречь припасы. Перед глазами своих воинов князь торжественно нарек землю, на которой решил поселиться его род — словенской, землей своего имени; огромное бескрайнее озеро — озером Ильмень, в честь своей сестры, а полноводную реку, на берегах которой он решил обосноваться — Волховом, в честь своего старшего сына.
Но был в этом пиру и оттенок грусти: князь Словен расставался со своим братом, князем Русом, уходящим дальше — чтобы найти отдельное пристанище для себя и своего рода. На рассвете десятки скифов свернули юрты, загрузили возки и двинулись дальше, обходя с запада топкие озерные берега, обогнули Ильмень и на третий день остановились возле речушки с чистой прозрачной водой. Однако лошади пить эту воду категорически отказались. Когда же ее попробовали сами путники, то тоже брезгливо поморщились:
— Фу, горькая!
— Не может быть. — Князь Рус тоже зачерпнул воды, сделал глоток, стряхнул капли с ладони обратно в протоку: — Не горькая, а соленая. Похоже, здесь можно добывать соль. Хорошее место, мы остаемся...
Это не фантазия. Именно так рассказывают о зарождении русского и славянского народов и первого русского государства «Летописный свод» патриарха Никона, «Новгородская III летопись», «Мазуринский летописец» Исидора Сназина, новгородские «Забелинская» и «Погодинская» летописи — и еще более ста известных на сегодня древних письменных источников. В 3099 году от сотворения мира (2409 год до н. э.) братья Словен и Рус из народа сколотов (соседи называли этих людей скифами) ушли со своими родами с берегов Чёрного моря в поисках новых земель — чтобы в итоге обосноваться по разным берегам озера Ильмень, где Словеном был основан город Словенск (современный Великий Новгород), а Русом — город Руса (современная Старая Русса).
Надо сказать, что прагматичность князя Руса оказалась куда более надежной порой для его потомков, нежели волхование словенского жреца. Город Словенск дважды за свою историю приходил в полное запустение, и его спустя некоторое время приходилось отстраивать заново. Руса же все это время благополучно жила и развивалась, вплоть до XIX века успешно варила соль — благодаря чему Старая Русса ныне с гордостью носит звание самого древнего города России, а ее обитатели, люди русские, не один десяток веков обладали вполне законным трудовым прозвищем «варягов»: солеваров.
Насколько правдиво это повествование?
Всего пару десятилетий назад ученые могли только гадать по этому поводу. Однако совсем недавно наука преподнесла историкам сказочный подарок: генетический анализ. Суть его довольно проста: расшифровка состава мужской «Y»-хромосомы останков из вскрытых гробниц и ее сравнение с уже известными генотипами.
Почему именно «Y»-хромосомы? Дело в том, что эта хромосома, не имея себе парной, передается от отца к сыну практически без изменений. Мутации в ней возникают очень редко — в среднем раз в 500-600 лет. А раз так — то, сравнив хромосомы любых двух мужчин планеты, мы легко можем понять по содержащимся в ней одинаковым нуклеотидам, кто был их общим предком, а по количеству мутировавших молекул — как давно разошлись пути народов, представителями которых мужчины являются. Хромосомы, извлеченные из костей в древних могилах, дополняют эти данные географическими сведениями, определяя пути миграции отдельных племен и целых народов.
Именно благодаря генетике мы теперь знаем, что пути европейских народов с китайским и монгольским разошлись еще 50 000 лет назад, и с тех пор до наших дней ни один монгол или китаец западнее Уральского хребта не появлялся; что южно-американские индейцы и среднеазиатские тюрки имеют общего отца, а предки Альберта Эйнштейна и Адольфа Гитлера всего 700 поколений назад были членами одного негритянского племени на Африканском Роге.
Однако вернемся к вопросу происхождения Руси и русского народа. Генетические исследования показали, что генофонд русского народа разделяется на три основные группы.
Примерно 14% русских — это носители гаплогруппы N1c, финно-угры, появившиеся западнее Урала около 4 тысяч лет назад. Эти народы проделали долгий путь в 2 тысячи лет освоив приуральские леса, леса современной Архангельской области и в начале нашей эры достигли берегов Балтийского моря. Трудно поверить, но 150 поколений назад предки современных финнов ушли на север из местности, ныне именуемой Алтаем, разделившись там с родственниками, выбравшими путь на восток, в Сибирь.
Почти четверть русских, 23% — это гаплогруппа I, которая восходит к мезолитическим культурам и считается древнейшей в Европе, изначальной, зародившейся здесь еще до оледенения, около 50 тысяч лет назад.
Рис. 3 Поселения мезолита Русской равнины:
Огромное количество находок в местах древних поселений позволяет достаточно хорошо представить себе быт обитателей Русской равнины 10-20 тысяч лет назад. Сохранились следы больших землянок и разбросанных поблизости 2-3 очагов — это значит, что летом семьи в каждом поселке жили сами по себе в чумах, но в холодное время собирались вместе в теплых землянках, а население поселков не превышало 15-20 человек. Сохранились каменные наконечники для стрел, лопаты из рогов, костяные ножи со следами вклеенных в них кремниевых пластинок. И пусть тот, кто считает такие лезвия неудобными, попробует на остроту осколок оконного стекла.
Сохранились костяные веретена — выходит, уже в то время люди умели прясть. Нашлось огромное количество костей лося, которые составили до 70% от всех прочих. Похоже, лосей использовали в качестве тягловых животных.
Но самое главное — сохранились осколки керамики с рисунками, как просто орнаментами, так и популярное вплоть до конца первого тысячелетия изображение созвездия Плеяд. Рисунки на стенках горшков возрастом в 10-20 тысяч лет полностью совпадают не только между собой, но и с рисунком на поверхности щитка древнерусского перстня из Владимирской области, датированного VIII-IX веком нашей эры. Рисунок созвездия Плеяд носит сакральный смысл: согласно языческим повериям славян, Плеяды — это чертоги богини Макоши.
Рисунки, многочисленные женские статуэтки, другие находки позволили археологам определить, что уже двести веков назад у обитающих на Русской равнине племен сложились языческие культы Макоши и Велеса, которые прослеживаются до нашего времени в народных обычаях и одежде. Это значит, что представители гаплогруппы «I» являются славянами, самым первым, коренным населением здешних земель.
Однако подавляющее большинство жителей России (от 40 до 80% в зависимости от местности) носят в своих хромосомах набор, относящийся к гаплогруппе R1a1. От ближайших балканских родственников нас отделяет 10 мутаций — примерно 5 тысячелетий. Не менее важно и то, что 90% скифов, лежащих в степных курганах, тоже являются носителями типа R1a1. То есть летописное предание абсолютно правдиво: в большинстве своем мы являемся скифами, около 5 тысяч лет назад пришедшими на русские просторы.
Карта распределения скифского генетического маркера на сегодняшний день
«Да, скифы мы, да, азиаты мы!» — как сто лет назад написал Александр Блок. Насчет «азиатов» он немного промахнулся, но вот про скифов оказался совершенно прав.
Тут надо сказать, что данное открытие удивило только современных историков, до начала XXI века считавших исчезновение скифского народа загадкой. Всего триста лет назад эта «тайна» была известна каждому образованному человеку, и одно из первых фундаментальных исследований российской истории, увидевшее свет в 1692 году, так и называлось: «Скифская история». Автор этой работы, боярин Андрей Лызлов, достаточно подробно рассказывает о том, как и когда потомки скифов разделились на отдельные народы и какие имена эти народы себе избрали. Точно так же считали и мудрые ученые мужи совсем седой древности, оставившие самое первое письменное знание: Лаврентьевская и Густинская летописи в 907 году так же указывают, что Великая Скифия состояла из 12 народов: варягов, словен, чуди, кривичей, мери, полян, север, деревлян, радимичей, хорватов, дульбов, тиверцев (или толковин).
Генетики подтвердили и другое мнение средневековых историков. Как выяснилось, легендарные сарматы, монгалы, сколоты, половцы, гунны, арии, киммерийцы — все это один и тот же народ: скифы. Поскольку никого другого с самой седой древности и до сегодняшнего дня севернее Черного моря и западнее Урала не появлялось. Нет посторонних следов в генетической памяти, ничего о пришлых чужаках она не говорит.
Скифы, чей первый предок родился полтораста веков назад где-то возле современного Волго-Донского канала, расселились на большей части евразийского континента, дойдя до нынешних монгольских степей и середины современного Китая на востоке, освоив Индостан и половину Саудовской Аравии на юге и достигнув Гибралтара на западе. Такого большого успеха этот народ добился прежде всего потому, что был носителем высокого знания и передовой технической культуры. Скифы умели добывать руду и лить бронзу, приручили лошадей, научились строить колесницы, занимались земледелием. Скифов часто называют кочевниками, однако, по собственным скифским легендам, перед первыми из них на землю упали с неба золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша, определив будущие занятия — пахать, воевать и веселиться. Помимо того, греческие источники утверждают, что основным товаром скифских земель был хлеб, зерно. В то время как кочевники могут продавать только скот и шерстяные изделия.
Своей матерью-прародительницей скифы считали змееногую богиню Табити:
Только в ее честь, в честь матери-прародительницы, скифы строили храмы, храмы девы. Иным богам, если верить Геродоту, скифы святилищ не возводили. Именно культ девы, сохранившийся в русской культуре по сей день, стал основой уважительного отношения к женщине на Руси. В отличие от большинства других культур и религий, которые рассматривали женщин скорее как часть имущества, нежели как человека — на Руси женщины имели право жить самостоятельно, выступать в судах, совершать сделки, продавать, покупать или наследовать любое имущество. То есть — обладать такими правами, которых женщинам из западно-европейской цивилизации удалось добиться только в ХХ веке.
Почитание змееногой богини продолжалось на Руси даже после принятия христианства. Потомки скифов по-прежнему носили ее изображение в качестве амулета, на одной стороне которого была изображена пресвятая Богоматерь или иной христианский святой, а на другой — Табити, прародительница рода.
Подобные змеевики были распространены среди русских людей вплоть до XVIII века, а в крестьянских божницах вместе с другими литыми иконками змеевики встречались и в ХХ веке, знаменуя собой непрерывную родовую память длиною в четыре с половиной тысячи лет.
О том давнем прошлом мы твердо знаем, что пришлые скифы с местными племенами войн не вели, не покоряли, не истребляли, не порабощали. Во-первых — об этом не осталось никаких преданий, во-вторых — в русской культуре равно сохранились боги и скифов, и славян; и в-третьих — носителей гаплогруппы «I» в России всего лишь вдвое меньше, чем носителей скифской гаплогруппы «R1a1». Поскольку эта хромосома сохраняется лишь по мужской линии, она не может передаться через рабынь или жертв насилия, ее оставили славянские мужчины. Просто их оказалось вдвое меньше. Между тем, бронзовые орудия труда и навыки земледелия давали пришлым скифам очень значительное преимущество. На одной и той же земле их могло прокормиться значительно больше, нежели охотников. Раз генофонд русского народа не показывает подавляющего численного преимущества пришельцев — остается признать, что доброжелательные отношения между народами установились почти сразу, и они начали смешиваться, обмениваясь знаниями, инструментами и роднясь между собой. Говоря научным языком: начался процесс этногенеза.
Сегодня, хорошо зная, благодаря археологическим находкам, какие одежды и украшения носили люди того времени, каких обычаев придерживались, какими инструментами пользовались, как относились друг к другу, мы можем достаточно ясно представить себе несколько дней из жизни людей, собравшихся на берегу реки Тверцы в день весеннего равноденствия где-то, на глазок, 4528 лет тому назад.
На праздник Комоедицы семья Борохвала приплыла на лодке. Охотник знал, что во время торжеств окрест святилища на полдня пути травы не найдешь, и потому оставил своего лося Рогача с братом на стоянке. Они с Резуном уже давно отъезжали из своего урочища только по очереди — чтобы не снимать ловушки и ставни, да за припасами приглядывать. Надолго отлучись — обязательно или росомаха заявится, или медведь забредет. Они ведь из берлоги по весне всегда голодные выбираются, жрут все, что ни попадя.
Лодка причалила к берегу у священной дубравы, окружающей святилище, незадолго до сумерек. Первым выскочил десятилетний Крепыш, старший из сыновей, придержал берестянку, а когда все выбрались, вытянул на берег, достал большущую скатку из оленьих шкур, потянул на себя.
— Давай помогу! — Славена подхватила тяжелый сверток с другой стороны, вместе они понесли груз к знакомому раздвоенному дубу, под которым стояли связанные сверху жерди каркаса, оставленные здесь после зимнего праздника Карачуна.
Отец и мать подхватили легкую берестяную лодку, пятилетний Бубник понес весло.
Накинуть шкуры на готовый каркас было делом недолгим, и скоро внутри уже горел небольшой костерок, разгоняя темноту и наполняя походный дом теплом. Вскипятив в берестяном ведерке воды, Лучезара залила ею в горшке крупитчатое сушеное мясо, щедро добавив несколько горстей рубленой крапивы, нарезанной по дороге, и немного жира для сытности, накрыла бобровой шкурой, чтобы распарилось. Когда отец, ушедший поздороваться с родственниками, вернулся, ужин был готов. Подкрепившись, семья забралась под теплые шкуры и вскоре все, кроме Славены, уже крепко спали.
Да и как тут заснешь, если вскоре в жизни случится огромная перемена? В ее жизни наступает тринадцатое лето. Значит, в эту Комоедицу ее выдадут замуж. Уже через несколько дней.
С трудом дождавшись первых лучей солнца, девушка первая выбралась из-под полога, развернула сверток со своей праздничной одеждой. Достала плотную шапку для головы, сшитую из четырех мягких замшевых лоскутов. Проверила, не оборвались ли костяные бусинки, которые она сама окатывала, сверлила и пришивала в несколько рядов надо лбом и от висков назад, прицепила перламутровые серьги, выточенные о песчаник из створок речной перловицы, развернула платье — тоже нарядное, украшенное на груди и вдоль подола костяными бусинками, с нашитыми на плечи рыжими лисьими шкурками и темными горностаевыми шкурками по бокам.
Поколебавшись, Славена быстро переоделась, вытянула из шатра свой поясной набор с костяным ножом и замшевой сумкой с женскими вещицами, спустилась к реке, посмотрела на свое отражение в тихой воде. На нее глядела остроносая худенькая девочка с большими карими глазами, округлым лицом, тонкими розовыми губами и каштановыми путаными волосами. Торопливо открыв сумочку, Славена достала ясеневый ароматный гребешок, причесалась, заплела косу, надела шапочку, еще немного покрутилась у среза воды.
Вроде, хорошо все получилось, красиво. Чем красивее девушка, тем лучшего жениха ей привлечь удастся, чем лучше и сытнее жизнь сложится, тем больше детей будет, тем здоровее родятся.
Возвращаться в спящую рощу ей не хотелось, и Славена прошла вдоль реки вверх по течению до прибрежного березняка, выбрала ствол с гладкой берестой, скребком аккуратно срезала полоску, свернула кулек. На соседнем дереве тем же скребком, острым и широким, сделала разрез уголком, подставила кулек, дожидаясь, пока внутри натечет прозрачный и сладкий березовый сок.
Она так увлеклась, что не обратила внимания на топот копыт на тропе вдоль реки, а когда заметила движение — убегать или прятаться было уже поздно. Всадник оказался уже совсем близко и, заметив девушку, придержал коня. Это был молодой сколот в кожаных штанах, кожаной куртке, грубо стянутой по швам сыромятными ремешками, в высокой островерхой шапке. Сколотов не очень любили. Хотя они и селились в стороне от святилищ и стоянок охотников — но каждый новый поселок все равно раз за разом отнимал кусочек угодий. Однако гнать их тоже было глупо. Ведь в селениях сколотов охотно меняли на мясо и меховые шкурки ячмень и капусту, свеклу или репу, без которых зимой недолго и заболеть, хмельную брагу, а при удаче удавалось выменять и хороший инструмент.
Раз уж спрятаться не удалось — Славена гордо вскинула голову и задорно выкрикнула:
— Хорошего тебе дня, чужак! С праздником тебя Комоедицы.
Сколот удивленно вскинул брови, улыбнулся:
— Тебе тоже хорошего дня, красавица.
— Меня зовут Славена, — сказала девушка. — За то, что лучше всех Макошу славлю. И она нам всегда помогает.
— А меня просто Русым. — Сколот скинул шапку и тряхнул головой. — Потому что русый.
— Ой, ты знаешь наш язык? — запоздало удивилась Славена.
— У моего отца большая лодка. Он ходит по реке, привозит инструменты, меняет на соль и иные вещи. Со всеми говорить умеет, и меня научил...
Сколот неожиданно спешился, и Славена схватилась за нож. Он хоть и костяной, из рога лося, и режет плохо — но колет не хуже каменного, волка можно насквозь продырявить. Парень заметил ее движение и остановился, придерживая коня за узду:
— Я хотел сказать, ты очень красивая. Никогда таких не видел.
— А я послезавтра замуж выхожу! — похвасталась покрасневшая от похвалы Славена.
— За кого?
— Не знаю. Завтра праздник богини Лады, на нем девушки соберутся, и охотники молодые, которым жены нужны. Кто отцу лучший подарок сделает, тому меня и отдадут.
— А сама за кого хочешь?
— Кто самый лучший подарок сделает, для того я, значит, самая желанная, — неуверенно ответила на неожиданный вопрос Славена. — Для кого самая желанная, тот сильнее любить потом будет, лучше заботиться.
— У нас иначе... — пожал плечами Русый. — У нас невесту спрашивают.
Славена тоже пожала плечами, признавая, что у каждого свой обычай, и предложила:
— Хочешь березового сока попить?
— Хочу... — Только теперь сколот приблизился, принял почти полный кулек из ее рук. Девушка ощутила прикосновение сухих теплых ладоней, увидела совсем рядом голубые, как небо, глаза. Парень в несколько глотков выпил собранный ею сок, вернул кулек, поклонился: — Благодарю тебя, добрая красавица. Пусть завтра тебе улыбнется удача и одарит своей милостью твоя праматерь.
Он быстро развернулся, запрыгнул на лошадь и помчался дальше по тропе.
Праздник богини Лады начался незадолго до полудня, после того, как трое волхвов разожгли перед идолом жертвенный костер, а родители невест принесли богине семьи и любви свои подношения: кто сушеное мясо, кто целого зайца или куропатку, кто бусы из перламутра и кости. Девушки тем временем украшали богиню венками из трав и зелеными ветками.
Потом они вышли из святилища и повели хоровод на берегу реки. Остальные славяне наблюдали за этим со стороны, шепотом переговариваясь и оценивая, кто из девушек красивее, у кого коса толще и длиннее, у кого платье богаче отделано, кто лучшая рукодельница. Отцы невест расселись у стен святилища на пеньках, попивая воду с разведенным медом. Они тоже любовались своими красавицами и делали вид, что, кроме как полюбоваться, большего ничего и не хотят.
Первой сосватали Василину, что жила на стоянке в двух днях пути ниже по реке. Едва дождавшись начала хоровода, паренек с соседней с ней стоянки поклонился ее отцу добротным топором и тремя гарпунами. Потом появился жених и у Милены с северного ручья. За нее Велизар поставил перед отцом большой, красивый и тяжелый кувшин. А с чем — с берега не видно.
Потом надолго наступило затишье, и у Славены екнуло в груди — она испугалась, что никому так и не глянулась. Однако неожиданно к Борохвалу подошел брат сосватанной Милены и расстелил огромную медвежью шкуру, поклонился:
— Отдай мне Славену свою, ловкий Борохвал. Никогда она у меня голодать не станет, это обещаю твердо.
Охотники одобрительно закивали: такой медведь — добыча достойная.
— Я подумаю, — с достоинством кивнул отец. Хоровод еще не остановился, и отвечать было рано.
— Мне отдай Славену, Борохвал! — поспешил к отцу девушки сын волхва Ведислав, поставил к его ногам большой горшок, покрытый мелким рисунком из полосок, открыл. Горшок был полон соли. Настоящее сокровище!
— Повезло Борохвалу, повезло... — чуть не в полный голос заговорили собравшиеся славяне.
Славена, продолжая удерживать подруг за руки, продолжала петь, сходиться с товарками и расходиться, но уже вовсю приглядывалась к будущему мужу. Раньше Ведислав никакого интереса к ней не проявлял. И тут вдруг сразу...
Неожиданно по прибрежной тропинке гулко простучали копыта. Запыхавшийся сколот, бросив поводья, спрыгнул с коня, пробежался, чуть не задев крайних охотников, кинулся к хороводу:
— Славена, где твой отец?
— Вон он сидит... — Девушка от неожиданности сбилась с шага и остановила танец. — У медвежьей шкуры.
Сколот, все так же бегом, кинулся к Борохвалу, опустился перед ним на одно колено, отстегнул с пояса бронзовый меч, полувыдернул из ножен и положил к ногам славянина:
— Отдай за меня свою дочь, храбрый муж. Люба она мне. Верным сыном тебе стану, не обижу ее никогда в жизни. Отдай.
Славяне двинулись вперед, вытягивая шеи и удивленно охая.
Конечно же, чужак нарушил правила и обычаи. Но подобной ценности поднести отцу невесты не мог никто. Прискакал парень вовремя, повел себя с уважением. Теперь слово оставалось за Борохвалом.
Охотник сколотов, конечно же, как и все, недолюбливал. Но разве способен настоящий мужчина отказаться от тяжелого сверкающего меча?
На следующий день волхв трижды обвел Русого и Славену вокруг ракитового куста, крепко связал их мизинцы стеблем лютика — и судьба молодых людей стала общей.
Селения у сколотов были куда крупнее, чем у славян — но когда образовывалось более пяти-шести семей, в них тоже становилось тесно. Молодым пришлось отселиться от Тверцы на полдня пути вверх по притоку, где устраиваться на совершенно диком месте. Но Русый оказался мужем трудолюбивым: за половину лета расчистил место для будущего поля, соорудил прочную изгородь, жердяное стойло для лошади, навес. Когда Славена потребовала сделать землянку — послушался, хотя поначалу и попытался убедить, что в юрте и зимой будет тепло.
Девушка тоже зря не сидела, напряла из крапивы много прочных нитей, которых хватило и на ловушки для зверя, и на рыболовную сеть. Так что к осени у молодой семьи были уже и кое-какие припасы, и уверенность, что зимой тоже голодными не останутся.
На праздник Купавы к дочери заехал отец — и проведал, и научил Русого, как маленькую берестянку правильно сделать. Жить у воды и без лодки — этого Борохвал не понимал.
Родители сколота навестили детей уже после ледостава. Поделились припасами, оценили хозяйственность Славены и с удивлением обнаружили, что жить в морозы в землянке намного, намного уютнее, чем в юрте. Пару раз очаг протопил — и можно даже раздетым спать, а не кутаться в шкуры, едва только огонь пригаснет.
А когда зимой у Славены и Русого родился сын Урчан — молодую семью навестили сразу все родители и братья.
Через несколько лет уже все сколоты Тверцы переняли славянский обычай переселяться на зиму в землянки — равно как большинство охотников завели возле своих стоянок огороды с репой и свеклой, научились их заквашивать в бодрящий ароматный напиток. Сколоты стали ловить рыбу и собирать грибы — славяне заводить лошадей, куда более резвых, нежели лоси, и согласных ходить под седлом. Крепыш же, брат Славены, через год на правах родственника отправился с отцом Русого за инструментами вниз по реке, а через семь лет, возмужав, взял себе в жены сколотку откуда-то оттуда, с низовий.
Урчан же, когда ему исполнилось семь лет, вместе с матерью и отцом отправился на праздник Комоедицы. И стал первым человеком, который вошел в храм славянских богов поклониться Велесу и Макоши, имея при этом на груди деревянный амулет великой Табити, змееногой богини-прародительницы.
«Словен же и Рус живяху между собою в любви велице, и княжиша тамо, и завладеша многими странами тамошних краев. Обладаша же и северными странами, и по всему Поморию, даже и до предел Ледовитого моря, и окрест Желтовидных вод, и по великим рекам Печере и Выми, и за высокими и непроходимыми каменными горами во стране, рекома Скир, по велицей реце Обве, и до устия Беловодныя реки, ея же вода бела, яко млеко» («Сказание о Словене и Русе и городе Словенске»).
Каким был мир во времена Славены и Русого? Насколько успела развиться человеческая цивилизация 5 тысяч лет назад?
Сегодня можно уверенно сказать, что это была эпоха великих цивилизаций, высокоразвитых, обладающих высокой культурой, большими знаниями и развитой инженерной школой. Этот факт доказывает огромное количество памятников, сохранившихся с той далекой эпохи. По сей день вызывают восхищение огромные погребальные комплексы Бру-на-Бойн в Ирландии, знаменитые не только размерами, но и тем, что смонтированная древними строителями система гидроизоляции успешно функционирует по сей день, равно как и тем, что в день зимнего равноденствия солнце через специальное окно на 15 минут освещает центральную погребальную камеру.
Это выстроенные из многотонных камней храмы Мальты:
Это города Кипра и Санторина — сейсмостойкие, многоэтажные, с прекрасными фресками, имевшие уже тогда водопровод и канализацию с принудительной вентиляцией уборных:
Это многолюдные города древней Индии, такие как Хараппа или Мохендхо-Даро, выстроенные из обожженного кирпича:
Даже при поверхностном взгляде на мегалитические строения пятидесятивековой давности становится понятно, что создать такое не по силам народам, не имеющим государственности. Просто потому, что для подобного строительства необходимы усилия многих сотен людей, оторванных от другой работы. Этих профессионалов кормило остальное общество. А значит — должна существовать система отношений, позволяющих собирать и перераспределять продукты труда одних людей в пользу других, и специалисты, которые способны этим заниматься и вести учет. Для возведения сложных строений нужен план, расчет коммуникаций, технологии перемещения тяжелых грузов и возведения высоких стен. Для точной ориентации зданий по звездам необходимо знание астрономии.
Но прежде всего — нужна культура, которая побуждает людей интересоваться подобными знаниями и затрачивать огромные усилия на то, чтобы не просто построить дом или вырыть могилу, а вписать их в окружающий мир, учитывая движение солнца и звезд, перемены времен года, красоту природы и свойства доступных материалов.
На территории России памятники той древней эпохи найти очень трудно, поскольку самыми доступными строительными материалами здесь всегда были и остаются древесина и земля. А они недолговечны — древесина гниет, земля со временем оплывает и разравнивается. Однако и здесь обнаружились строения пятидесятивековой давности. Это города Аркаима, южноуральские скифские поселения.
Уникальной отличительной особенностью их является то, что если в других уголках планеты люди строили храмы, могильники и города, то скифы строили заводы. Аркаим представляет собой металлургический комбинат, возведенный возле месторождения медной руды и брошенный жителями после того, как оно было выработано. Именно отсюда, скорее всего, приплывали нужные инструменты к Славене и Русому, и именно сюда за ними отправлялся с отцом сколота младший брат славянки. Именно отсюда уходили к Черному морю, на Русскую равнину, в Среднюю Азию караваны с медной посудой и украшениями, с бронзовыми мечами и наконечниками копий. Здесь созидалось могущество древнего скифского государства, позволившего многим народам перейти из неолита, каменного века, в век бронзы.
alexandr-prozorov.ru/index.php?option=com_conte...
Кто хочет покритиковать - критикуйте.
Первая часть исторического учебника Прозорова
читать дальше
alexandr-prozorov.ru/index.php?option=com_conte...
Кто хочет покритиковать - критикуйте.
alexandr-prozorov.ru/index.php?option=com_conte...
Кто хочет покритиковать - критикуйте.